Новости Аэроскрипт

«Аэроскрипт» проводит НИОКР по разработке сервиса для предупреждения столкновений БВС в воздухе

2024-11-20 17:43
Зачем он нужен и какие результаты уже есть? Журналисты телеграм-канала "Дронофлот " спросили у советника генерального директора компании Владислава Шифрина. Цель исследовательских работ — разработать и верифицировать алгоритмы логики тактического деконфликтинга. Речь про математические модели, которые рассчитываются, исходя из различных параметров: количества БВС, их габаритов, скорости, траектории полета и т.д. Сервис тактического деконфликтинга планируют интегрировать в цифровую платформу информационного обеспечения полетов «Небосвод», о которой мы уже не раз писали в канале. Окончательные результаты исследований разработчики обещают представить отраслевому сообществу уже в следующем году. Разработка системы предотвращения столкновений, которую ведет «Аэроскрипт», поделена на этапы. Часть функций уже реализована — речь про наблюдение, информирование пилотов об окружающем трафике. А вот функционал, связанный с формированием рекомендаций по уклонению, находится в стадии моделирования и прототипирования. Основываясь на матмодели и данных наблюдения, система будет сообщать пилотам и бортам о возможном конфликте и рекомендовать, что надо сделать (изменить курс, или высоту).

«Результаты данного этапа НИОКР показывают, что наши алгоритмы предупреждают столкновения в большинстве случаев, если внешний пилот или автопилот БВС своевременно следуют цифровым рекомендациям, и ошибки источников данных не превышают требуемых характеристик навигации и наблюдения. [...] Проводимый НИОКР по деконфликтингу в воздухе позволит заполнить технологический пробел — речь про отсутствие отечественной логики предупреждения столкновений для систем DAA (Detect-and-avoid) БАС в воздушном пространстве, где диспетчерские услуги по эшелонированию не предоставляются», — сказал «Дронофлоту» Шифрин.

Почему это важно? Ни отечественных, ни зарубежных систем предупреждения столкновений беспилотных и пилотируемых судов сейчас нет. По словам Шифрина, в США тоже ведется разработка таких систем и уже экспериментальные образцы, но о коммерческом продукте речи пока не идет. То есть сейчас пилоты БВС не используют технические средства для деконфликтинга, для их полетов сегрегируют воздушное пространство и уведомляют об этом других участников.